400 лет Дому Романовых

400 лет Дому РомановыхВ 2013 году исполняется четыреста лет с того момента, когда древний боярский род Романовых нашел свое продолжение как царская династия, которая правила Российским Государством на протяжении трех столетий. За время правления императорской династии Романовых произошло множество событий, повлиявших на развитие нашего государства: политические, экономические и общественные реформы Петра I, расцвет художественной культуры при Екатерине II, победа в Отечественной войне 1812 года при Александре I – вот лишь самые яркие эпизоды истории нашей страны.

Важно отметить, что огромную роль в ней сыграл и российский народ, и здесь необходимо сказать, что само воцарение Романовых неразрывно связано с героическим подвигом народа, ведь после того, как было организовано народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, после героического подвига Ивана Сусанина, после освобождения России от польской интервенции и охватившей всю страну смуты на русский престол взошел первый царь Михаил Федорович Романов. Именно эта идея легла в основу памятника посвященного 300-летию царствующего дома, проект которого был создан академиком Академии Художеств Амандом Ивановичем Адамсоном в 1911 году и утвержден спустя год.

По проекту монумент представляет собой сложную многофигурную композицию, организованную вокруг постамента-часовни, построенного в стиле русской культовой архитектуры XVII века. Объемные скульптурные группы, расположенные на разных уровнях, должны были изображать царей и императоров рода Романовых, а также выдающихся людей эпохи. Центральное место в памятнике занимает композиция, связанная с началом императорского дома Романовых. В центре изображены сидящий на троне молодой царь Михаил Федорович в окружении патриарха Филарета и инокини Марфы. Справа и слева от них расположены фигуры лидеров народного ополчения Пожарского и Минина. У подножия трона – изображен смертельно раненый Сунанин, осеняемый символической фигурой благодарной Родины. А вверху находится фигура Ангела с распростертыми крыльями – хранителя России, и атрибуты царской власти.

По обе стороны от основной композиции располагаются остальные скульптурные группы в три яруса согласно хронологическому порядку: фигуры первых царей на нижнем широком ярусе, а последних императоров – на верхнем. Здесь представлены Алексей Михайлович, беседующий с костромским вотчинником боярином Матвеевым, Федор Алексеевич, рядом изображена сидящей царевна Софья и царь Иван Алексеевич. На фоне моря выступает Петр Великий с Феофаном Прокоповичем и фельдмаршалом Шереметевым. Далее следуют Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна и фельдмаршал Миних. На возвышении находится фигура Елизаветы Петровны, у ног которой эмблемы учрежденных при ней Академии Художеств и Московского Университета. Рядом с Ангелом возвышаются фигуры Екатерины II, Петра III, Павла I, Александра I, Николая I, Александра II и последнего на тот момент императора Александра III.

Сам памятник было решено возвести в Костроме, так как род Романовых с давних пор владел вотчиной на костромской земле и именно в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре Костромы четыреста лет назад был призван на царство Михаил Федорович Романов.
Однако до конца реализовать проект так и не удалось – помешала революция 1917 года. Выполненные, но еще не смонтированные к тому времени бронзовые фигуры композиции с приходом новой власти были отправлены на переплавку, а на сооруженном постаменте позднее был установлен памятник Ленину.


 

Памятная композиция «400-летие Дома Романовых»

В рамках празднования преодоления смуты и чествования 400-летия Российского Императорского Дома Клуб Вольных Ледорубов выполнил во льду реплику на неосуществленный памятник по проекту А.И. Адамсона. Ледяная композиция была изготовлена на территории Храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове. За основу ледяного сооружения были взята сама идея многофигурной композиции, а также заимствованы персонажи и фрагментарно использована композиционная схема проекта, в частности, это видно в оформлении центрального башенного сооружения. Композиционно были переработаны скульптурные группы Минина, Пожарского и Сусанина.

В целом же ледяной памятник имеет меньший масштаб по сравнению с оригиналом, хотя для композиции изо льда габаритные размеры немалые: 7 м по высоте и по 8 м ширине. Это связано с тем, что проект нашей композиции изначально имел сокращенный вариант – в нее не вошла большая часть скульптур из проекта Адамсона; художники Клуба ограничились выполнением скульптурных групп с изображениями первого и последнего царя Дома Романовых. К тому же из-за прозрачности самого льда и отражаемого им света зрителю было бы трудно разглядеть детали скульптур, расположенных на большой высоте.

Конструкция скульптурного ансамбля, сложенная из ледяных блоков, состоит из четырех сооружений: основное сооружение – это башня с двумя фасадами стилизованная под русское шатровое зодчество, а перед башней на подиумах установлены три стелы. Центральная часть башни на главном фасаде оформлена изображениями Михаила Федоровича, патриарха Филарета, инокини Марфы и Ангела над ними. Боковые плоскостные композиции изображают народное ополчение под предводительством Пожарского (справа) и Минина (слева). Выдвинутая на ближний план композиция «Иван Сусанин» с небольшими изменениями повторяет в целом характер той, что была выполнена на проекте Адамсона, но ввиду того, что она загораживает скульптурную группу на башне, было принято установить ее немного левее.

Данные многофигурные скульптуры представлены только с одной стороны ледяного сооружения, ориентированной на главный вход, ведущий на территорию храма. С обратной же стороны, обращенной к зданию храма, в центральной части башни выполнена репродукция иконы «Святые Царственные Страстотерпцы» с изображением семьи последнего российского императора Николая II, а над ней повторяется изображение Ангела с главной стороны. В нижней части, сразу под рельефом из ледяного блока сделана пристройка-консоль с установленными в ней подсвечниками.

Скульптуры ледяного памятника, в отличие от проекта Адамсона, выполнены в технике высокого рельефа, и, пожалуй, только фигуры Сусанина и Ангелов тяготеют к объемной пластике. Используя ледяные блоки с «шубой» (слой смороженного снега, образующийся в природных условиях на поверхности речного льда), скульпторы Клуба постарались максимально создать эффект объемного изображения фигур, выявить передний и задний планы на контрасте снега и прозрачного льда, придать каждому персонажу свой характер. Детали скульптурной композиции такие, как крылья Ангелов, элементы одежды персонажей, амуниция, имеют дополнительную декоративную проработку, придающие фигурам некоторую живость. Вершину башенной конструкции венчает символ российского самодержавия и нынешний Герб России — двуглавый орел.

Ледяная композиция 400 лет Дому Романовых

3 комментария

Добавить комментарий